ФАС, Авито, IVI, Дром.ру, Туту.ру и другие против Яндекса 

Просмотров: 2891
Комментариев:  0
Автор: iMobile

В феврале 2021 года ФАС потребовала от Яндекса предоставлять преимущества своим сервисам в поиске, на полное исполнение регулятор дал один месяц. Решение ФАС получил 1 марта, а его срок, соответственно, истекает 1 апреля (какая ирония).

Многие крупные российские цифровые компании выступили в поддержку ФАС, среди них: Авито, Автотека, Ассоциация «Интернет-видео» (объединяет видеосервисы: IVI, OKKO, MEGOGO, Start, Amediateka и ViP Viasat Play), Дром, Кассир.ру, Промт, Туту.ру, Циан, ЯКласс, IVI, OneTwoTrip, Profi.ru, SkyEng, YouDo.com, Zoon.ru, 2ГИС.

Все эти компании обеспокоены злоупотреблением Яндекса в связи с его доминирующим положением. Дело в том, что в поиске Яндекса компания продвигает на первые позиции именно свои сервисы, а конкурентов оставляет позади. С точки зрения антимонопольного законодательства подобное недопустимо.



Текст открытого письма

Мы, российские Интернет-компании, поддерживаем решение Федеральной антимонопольной службы России, которое обязывает компанию «Яндекс» устранить привилегии при продвижении собственных сервисов в своем поиске.

Почему это важно?

В современной цифровой экономике потребитель сталкивается с большим разнообразием товаров и услуг и конкуренцией их поставщиков. Выбор такого поставщика — Интернет-магазина или сервиса — большинство пользователей осуществляет с помощью поисковых систем. Если все поставщики товаров и услуг находятся в равных условиях, то потребитель имеет возможность найти оптимальное по цене и качеству предложение.

Именно этот принцип равенства условий, по мнению ФАС, пытается нарушить компания «Яндекс». Она контролирует поисковую систему и в многих категориях товаров и услуг предоставляет собственным сервисам преимущества перед конкурентами. Потребитель видит в первую очередь сервис «Яндекса», а не наилучший среди доступных на рынке.

Участники Интернет-отрасли уверены, что честная конкуренция — важнейший элемент экономического развития общества и государства. Благодаря конкуренции в России сформировался развитый рынок Интернет-сервисов, а его ежегодный интенсивный рост доказывает востребованность и доверие к нему со стороны потребителей.

Мы полагаем, что злоупотребление доминирующим положением недопустимо и что пользователи поисковых систем имеют полное право получать объективную информацию обо всем многообразии товаров и услуг — в том числе, с помощью инструментов, равнодоступных всем участникам рынка. Мы убеждены, что интересы и потребителей, и бизнеса, и государства в этом вопросе совпадают.

Мы считаем, что результатом предупреждения, вынесенного ФАС России в адрес компании «Яндекс», должно стать установление равных возможностей для честной конкуренции в онлайн-поиске. Призываем компанию «Яндекс» выполнить предъявленные ФАС требования, а государственные органы и деловое сообщество — проконтролировать их выполнение.

Личное мнение

Добавлено немного и от себя. Дело в том, что любой человек, который занимался или занимается продвижением сайтов, любой вебмастер или просто внимательный пользователь… знает, что Яндекс действительно злоупотребляет своим положением, и он действительно суёт свои сервисы наверх.

Ощутил я на себе это всё просто – в один момент по ряду поисковых запросов, по которым мой сайт занимал первые места, он опустился на несколько позиций, пропустив наверх Яндекс Дзен, Яндекс Кью и некоторые другие сервисы Яндекса. Причём, далеко не на всех страницах монополиста был дан ответ на поисковый запрос. И если сервисы Яндекса не на первом месте, то точно на первой странице выдачи.

Забавно, но похоже, что сейчас Яндекс пытается урегулировать вопрос. Я полез в выдачу за примерами и обнаружил, что некоторых сервисов вроде бы стало чуть меньше. Но по некоторым запросам Яндекс всё равно на первом месте – уже в виде рекламы. То есть Яндекс сам у себя покупает рекламу и гарантированно занимает первое место. И обратите внимание на заголовок - Купить микроволновку. Сам Яндекс выступает против подобных тайтлов. А ещё недавно для сервисов Яндекса, например, Маркет или Здоровье, поисковый запрос полностью копировался в заголовок страницы сервиса...

В общем, я очень сильно сомневаюсь в том, что Яндекс откажется от солидной части прибыли. Скорее всего, он предпримет какие-то попытки легализовать своё доминирующее положение в поиске, чтобы ФАС отвязалась. И это только по коммерческим запросам. А вот по информационным запросам, где места на первой странице занимают ворованные видео Яндекса из сервиса «Яндекс Видео», Яндекс Дзен, Яндекс Кью и так далее, вряд ли что-то изменится вообще.

Возможно, это будет интересно

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Вверх страницы