Каким бывает маркетинг в зависимости от спроса?
Существует много современных видов маркетинга. Например, есть маркетинг по охвату рынка и типу клиента, подробнее про такое разделение можно прочитать здесь: https://marketolog.mts.ru/blog/vidi-marketinga-kakoi-podoidyot-dlya-vashego-biznesa.
В этой же статье остановимся на самой популярной классификации, где виды маркетинга различаются в зависимости от характера спроса.
Конверсионный маркетинг
Если спроса нет, нужно изменить ситуацию, чтобы пользователи, которые имеют потребность в товаре, покупали его. Причины отрицательного спроса могут быть разными: от плохого имиджа компании-производителя до неприятных ассоциаций, которые вызывает использование продукта. Чтобы исправить ситуацию, бизнес работает над созданием положительного образа компании, а также устраняет причины, по которым покупатели не хотят приобретать товар. Например, проводит PR-акции или полностью переделывает продукт.
Стимулирующий маркетинг
Чаще всего компании используют такой тип маркетинга при запуске нового продукта, когда спрос на него пока ещё отсутствует: потребители не заинтересованы в покупке или вовсе безразличны к новинке. Чтобы сформировать спрос, в ход идут такие инструменты:
акции;
бонусы;
скидки;
низкая стоимость на старте продаж;
усиленная реклама.
Развивающий маркетинг
Данный тип маркетинга используется, когда компании хотят предугадать потенциальный спрос потребителей и создать под него подходящий продукт или услугу. В работе со скрытым спросом помогает ориентация на потребительские нужды.
Ремаркетинг
Когда продукт утрачивает значение для потребителя, морально устаревает и перестаёт пользоваться спросом, на помощь бизнесу приходит ремаркетинг. Он помогает выяснить причину угасания популярности продукции и разработать комплекс мер, чтобы снова оживить спрос. Например, выпустить ограниченную серию, новую линейку или обновить привычный дизайн упаковки.
Поддерживающий маркетинг
Этот тип маркетинга используют в условиях стабильного спроса, чтобы уровень продаж не снижался. Например, компания Apple ежегодно представляет новинки, тем самым поддерживает высокий спрос на продукцию.
Демаркетинг
Цель этого маркетингового направления — снижение спроса. Он нужен, когда компания не успевает выпускать достаточно продукции, чтобы удовлетворить потребительские запросы, или когда продукт не приносит прибыли. Чтобы уменьшить спрос, компании повышают цены, перестают рекламировать продукт и всеми силами стараются привлечь внимание покупателей другими товарами.
Противодействующий маркетинг
Когда на продукцию формируется иррациональный спрос (тот, что создаёт угрозу здоровью и безопасности общества), используется противодействующий маркетинг. Он призван снизить спрос и убедить клиентов отказаться от опасного для них продукта. Пример — табачная и алкогольная продукция с предупреждающими надписями на упаковке.
Во время создания маркетинговой стратегии ориентируйтесь не только на уровень спроса на рынке, но и учитывайте возможные риски, потребности покупателей и действия конкурентов.